Ваххабитское движение упрекали в ограниченности мысли и чрезмерном фанатизме, которые пугали не только «ортодоксальных» и набожных мусульман, но и приверженцев Ислама с широкими и открытыми «прогрессу» взглядами. Отношение к Ваххабизму у мусульман было однозначным. Они считали, что Ваххабизм - это своеобразный новый Ислам, своего рода мусульманский протестантизм. Это еретическое течение, попытка модернизации и привязки ислама к современности, хотя ислам с точки зрения мусульман, не нуждается в привязке к современности.[16] Изначально, для любого времени, для любого места, с точки зрения мусульманской идеологии Коран не требует ни изменений, ни дополнений, так как дано человеку Всевышним. То же самое, что и в Православии, где нет таких понятий, как, скажем, Евангелие от такого-то века до такого, а есть единое для всех веков, всех времен и всех народов «Священное Писание», не теряющее ни истины своей, ни актуальности, Писание, данное нам Господом в воспоминание о Его земных страданиях и в напоминание о тех законах, которые установил Господь на земле. Для мусульман, как прошлого, так и современности, по крайней мере, если судить по их собственным словам, Ваххабизм - это модернизация и выхолащивание ислама именно потому что они предприняли попытку переиначить Коран на свой лад, потому что они сочли, что тот Коран, который был до Ваххаба недействителен и надо, чтобы был другой Коран. И если в Новом Завете Иисус Христос говорил про Ветхий Завет, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить, то Ваххаб ломал все старые законы и воздвигал свои собственные, оскверняя тем самым в глазах Ислама священную книгу Коран. Более того, официальный, ортодоксальный ислам считает, что «под видом очищения веры ваххабиты учили людей не поклонению Аллаху и уважению Пророков, а служению местной власти и деньгам. Свободных людей они обращали в рабство: одних - духовно, других - физически. Ваххабиты разрушали и грабили святыни мусульман во все времена. Под Джихадом они понимали лишь разрушения, убийство, кровь, наживу, забывая, что главное - это внутренний Джихад, борьба со своими пороками»[17]. Главный урон, который ваххабиты, по мнению мусульман, нанесли мусульманским народам состоит в том, что пострадавшие от них люди усомнились в Исламе и в том, что Ислам несет с собой мир и благоденствие, а не кровь и разрушение мусульманским народам. Ислам запрещает беспричинное насилие или насилие в корыстных целях. История Ваххабизма - это история, прежде всего междоусобных войн. Ислам запрещает обман в торговых делах и подкуп в делах политических, поскольку эти действия несовместимы с мусульманской моралью. Историю Ваххабизма ислам называет историей политического шантажа, коррупции и обмана. И подчеркивает, что Ислам запрещает принуждение в принятии веры. Такие теоретические утверждения, конечно, не правомерны и много раз нарушались на практике, причем не только Ваххабитами, но и ортодоксальными мусульманами, однако в истории любой религии достаточное количество религиозных войн и насилия, и православие не исключение, для этого можно просто более подробно прочитать об истории крещения Руси - чем не насильственное насаждение веры? Конечно, можно сказать, что у Русского народа было великое предназначения стать «третьим Римом», стать колыбелью православия, но на 998 год об этом не было известно простому русскому народу, который под страхом загоняли в реки и насильно крестили. Понимание величия произошедшего пришло к русскому народу лишь много веков спустя. Но ислам никогда не делал насилие своей единственной тактикой, не возводил убийство в ранг религиозного подвига, и в этом исламские исследователи и священнослужители, отделяя себя от Ваххабизма и называя его религией крови и войны - правы. Многие священнослужители-мусульмане утверждают, что Ислам - религия Господа, а Ваххабизм - мнение человека, и равнять их нельзя. Однако не только богословские и религиозные убеждения дали жизнь такому активному внутреннему сопротивлению Ислама Ваххабизму. Нет. Дело ещё и в истории развития Ваххабизма на территории Аравийского полуострова, а так же за его пределами. А история эта хоть и не продолжительна, однако ознаменована рядом крупнейших событий и явлений, оказавших значительное влияние на развитие мирового ислама.